Нет клёва? Возможно Вы просто не там ловите.
Тезисы
Среди рыболовов попадаются люди, от природы наделенные наблюдательностью, способностью замечать многое
Перед рыболовом, впервые оказавшимся на водоеме, возникает вопрос, как искать рыбу. Тот же вопрос возникает и при изменениях условий ловли на старых, хорошо разведанных местах. Среди рыболовов попадаются люди, от природы наделенные наблюдательностью, способностью замечать многое. Они быстрее иных знакомятся с новыми водоемами, изучая рельеф, глубину и грунт дна, расположение струй течения, размещение топляков и коряг, глыб смытой с берегов земли и валунов, вымоин и уступов, а также расположение водорослей. Они почти безошибочно определяют местонахождение рыб той или иной породы в разное время суток и года, лучшее время их ловли не по календарному времени, а с учетом всей суммы явлений природы: температуры воды, начала сокодвижения в деревьях, прилета и отлета птиц, цветения растений, появления насекомых, осеннего похолодания, состояния льда и снега, а также разных местных признаков.
Однако верные определения интенсивности и времени клева тех или иных пород рыб не всегда даются легко. Есть исключения из правил, которые приводят порой в тупик и самых опытных рыболовов. Причины таких конфузов со временем и дальнейшим накоплением опыта, конечно, становятся понятны. Явления природы бывают настолько иногда сложны и многообразны, что только знания, помноженные на богатый опыт, помогают определять их влияние на жизнь и ловлю рыб. Трудно и часто бесполезно разыскивать рыбу, когда она прекращает клев. Резкое или значительное изменение атмосферного давления нарушает жизненное равновесие обитателей водоема. Для поисков рыбы и ее ловли благоприятна длительно устойчивая погода. Перед всяким изменением бывает кратковременное улучшение клева – жор, после чего питание замирает или прекращается. Чем контрастнее изменения погоды, тем сильнее проявляется такой жор рыбы. Чем длительнее период неустойчивой, ненастной погоды, тем лучше клев с наступлением устойчивой, хорошей погоды, что особенно характерно для теплолюбивых рыб летом.
Тем не менее в поисках мест стоянок и жировок рыбы можно всегда руководствоваться рядом бесспорных правил: когда в результате прибыли воды наступает половодье, рыба покидает свои обычные стоянки и места и рассредоточивается по разливам, где находит корм, или движется вверх против течения. Во время летнего падения уровня меженных вод рыба, проявляя большое беспокойство, ищет глубокие, многоводные места, для чего, скатываясь по течению, часто доходит до низовьев рек, совсем покидает маловодные речки. Клев во время таких передвижений значительно ухудшается. В обычное время места жировок рыбы, если ее не беспокоят сетями, довольно постоянны. Вообще в поисках места хорошего клева следует руководствоваться правилами, многие из которых были сформулированы еще Л.II. Сабанеевым: например, чем больше участок водоема обличается от других, тем скорей можно найти рыбу. Уловистые места всегда чем-либо выделяются. Контрастные, места выбирает и рыба. На чистых, малозаросших водоемах она обычно собирается на полянках чистой воды и в окнах. На водохранилищах всегда движется вдоль бровок, где начинается свал в глубину или в русло, яму, овраг, особенно если здесь есть заметное течение.
В жару ищите рыбу в тени прибрежных обрывов, кустов и деревьев, а время ловли лучше переносите на вторую половину ночи и раннее утро. Осенью с похолоданием воды, наоборот, рыба лучше ловится со второй половины дня и вечером. С разрастанием водорослей рыба днем обитает среди них. А ночью уходит к чистым, не заросшим берегам и на мели, где вода быстрее охлаждается и в большей мере насыщается кислородом. Озерная рыба подходит к устьям притоков, ключам или держится в верхнем слое. В начале лета, иногда и поздней весной ее привлекают берега водоема, круто уходящие в воду, особенно если здесь растут, свешиваясь над водой, деревья и кустарники. Здесь много насекомых и слизней на ветвях и листьях, которые падают в воду при ветре и ливне.
Осенью рыба вначале питается в местах, богатых поникающими водорослями, собирая здесь ‘урожай’ семян, личинок и водных насекомых, лишившихся укрытий. На реках поиски проще. Здесь помогают линии берегов, следы течений и цвет воды, которые указывают на глубину водоемов. Небольшие реки обычно вьются по пойме, образуя излучины, заливы и старицы. У вогнутых берегов речных излучин глубины всегда наибольшие, здесь образуются обрывы – яры, а у выпуклых – отмели. Узкие места с тихим и несильным течением глубже, чем широкие. Мелкие места с быстрым течением называются перекатами. На перекате бывает обычно глубокое место – ‘корыто’, которое легко определить по более темному цвету воды. Ниже перекатов часто образуются глубокие ямы – омуты, которые облюбовывают крупная рыба и хищники.
Прямые или слегка прогнутые участки реки между перекатами называются плесами, где течение всегда слабее, чем на перекатах или у Яров. Глубина плеса чаще всего равномерно возрастает от берегов к середине реки и бывает наибольшей на ‘стрежне’ – участке с быстрым течением.
В небольших реках лучшими местами для ловли являются ямы. В узких реках – расширения и заливы. В медленнотекущих – сужения, протоки и перекаты, в быстрых – разливы и заливы. В глубоких – границы отмелей на свалах в глубину и отмели, отделенные от берега протокой или ‘бороздой’ (углубленным участком реки при ровном дне), а также границы водорослей.
Привлекательны для рыбы глыбы грунта, смытого в воду у яров. Хороши места водопоя, особенно при появлении на них скота перед заходом солнца. Ловить здесь следует на границах мути, поднимаемой скотом. Очень интересны омуты, захламленные топляками, корягами и валунами; суводи с обратным течением, располагающиеся за мысами и другими препятствиями, отклоняющими основную струю. Чем меньше расстояние между прямой и обратной струёй, тем более привлекательна суводь для рыбы. Прекрасны и яры, заросшие свисающими над водой кустами и деревьями.
Иногда хорошая ловля может быть и у выпуклого берега, если отмель круто обрывается в глубину. Всегда следует предпочитать участок реки, находящийся выше крупного населенного пункта: стоки городов обычно отпугивают рыбу, особенно крупную. Неплохо можно половить и в старице, если она имеет достаточно глубокий выход в реку. Хорошее место и у глубокого выхода старицы – на реке.
Отличная ловля рыбы бывает ниже перекатов, порогов, плотин и шлюзов. Здесь часто быстрое течение и бешеные струи воды, врываясь в глубокий омут, гонят поверху седые клочья пены. В самой вершине омута близ врывающегося течения держатся хищники и крупная рыба. На немного ослабевшем течении занимают места голавль и язь, а ближе к середине и в конце омута обитают рыбы многих других видов.
На реке более быстро и эффективно действует прикорм. Его запах и мелкие частицы привлекают рыбу как с ближних, так и с несколько удаленных участков.
Сложнее искать места скопления и жировок рыбы на озерах и водохранилищах. Здесь, если есть возможность, надо поговорить с местными рыболовами. Они могут рассказать не только о рыбных местах водоема, но и о способах ловли и приманках. У пологого берега обычно глубин не бывает. Если же высокие берега круто уходят в воду, можно ожидать, что глубины примыкают к ним. Дополнить картину глубин могут водоросли, которые на глубинах более 4 м почти не встречаются. На глубинах до 4 м могут расти роголист, элодея, рдест и уруть, а до 3 м – кувшинки, кубышки – чуть поглубже; куга и тростник – на глубинах до 2 м; хвощ – до 1-1,5 м; стрелолист, осока и рогоз распространены на глубинах до 1 м и являются прибрежными растениями. На дне водоема, до глубин 5-6 м, могут расти сине-зеленые водоросли, называемые рыболовами ‘водяным мхом’. Есть и плавающие растения – пузырчатка и ряска, которые скапливаются у берегов и заливов, перегоняемые ветрами и волнением воды.
Эти внешние признаки дают представление о глубинах водоема, однако закоряженные места, подводные отмели и ямы без промера глубин найти невозможно. Хорошо иметь схему водоема и помечать на ней найденные места скопления и жировок рыбы, отмели и ямы, а также ориентиры на берегах, определяющие их местонахождение.
На озерах и водохранилищах местами скоплений и жировок рыбы бывают коряжистые участки с глубинами не менее 2 м; ямы вблизи берегов; ‘окна’ и ‘коридоры’ в водорослях (узкие протоки с усиленным течением); протоки между островами; глубокие места у впадающих рек и ручьев, у поваленных в воду деревьев. Замечено, что судов, идущих с небольшой скоростью, рыба почти не пугается, лишь на время отходит от их пути в сторону. Беспорядочное движение скоростных моторных лодок заставляет рыбу покидать район и уходить иногда очень далеко, в глухие места или глубокие части водоема. Места скопления рыбы можно обнаружить по следам на воде – всплескам и кругам.
Весной и летом на больших глубинах рыба бывает редко, а осенью с началом похолодания глубину ловли следует увеличить, принимая во внимание уровень температурного скачка. Для изменения температуры на глубине можно использовать бутылку с водой, в которую помещается термометр. Выдержка на глубине должна быть не менее 5 мин. Разница температур между поверхностью и глубиной ловли не должна превышать 2-3°С.
В озерах и водохранилищах рыба обычно передвигается вдоль края водорослей и свалов на глубину 2,5-4 м. При высоком атмосферном давлении (свыше 750 мм ртутного столба) она уходит на глубину, а при пониженном – поднимается вполводы и к поверхности. Наиболее чувствительна рыба к ветрам. На реках на нее неблагоприятно влияет сильный ветер, особенно если он имеет направление на открытых участках и плесах против течения. Однако и здесь (как и на других водоемах) исключение составляют лещ и густера. Недаром рыболовы говорят: ‘Буря лещей выбивает со дна’. Действительно, лещи всегда подходят на кормежку к прибойному берегу, особенно если линия его извилистая, дно иловатое, с глубины не менее 3 м.
На активность клева сильно влияет прозрачность воды, что особенно заметно у рыб, разыскивающих корм с помощью зрения (лещ, окунь, голавль, форель, хариус и др.).
И, наконец, на клев рыбы оказывают влияние не отдельные явления природы, а целый их комплекс. Значит, рыболову приходится учитывать все явления и прежде всего наиболее значительные.