Особенности охоты на кабана

Кабанов подкарауливают либо в местах их кормежки, либо на тропах между их дневкой и кормежкой. Кабаны нередко посещают посевы риса, кукурузы, картофеля, бахчевых и других культур и, где численность этого зверя велика, могут причинять вред посевам, поэтому в отдельных районах дают специальные разрешения на их отстрел в летнее время. Осенью засидки практикуются у буртов картофеля, куда кабаны ходят на кормежку.

Кроме подкарауливания на посевах, засидки на кабана устраивают “на воде”, или “на купалках” – заиленных местах около стоячих водоемов, часто посещаемых этим зверем. На Кавказе и на Дальнем Востоке подкарауливают кабанов у зарослей диких фруктовых деревьев, в рощах ореха, брошенных, одичавших садах и других местах, где кабаны находят естественные корма. Охотники устанавливают места кормежки по следам, пороям., кучкам помета и подготавливают “сидку” с учетом господствующего направления ветра и освещенности. Важно предусмотреть, чтобы ветер не тянул от “сидки” ни к месту кормежки, ни к тем тропам, по которым звери идут с дневки.

Хотя кабаны кормятся преимущественно после наступления темноты, они нередко выходят на открытые места еще до захода солнца. В Закавказье можно наблюдать кабанов, кормящихся на рисовых полях при ярком свете заходящего солнца. При выходе из зарослей на открытые места или тем более на поля кабаны ведут себя очень осторожно. Они долго стоят у кромки зарослей, прислушиваются и принюхиваются, причем настолько громко втягивают в себя воздух, что этот звук можно услышать за 100-200 и более метров.

Охотнику полезно знать, что на охраняемых посевах, там, где караульщик периодически колотит в доску или в железный лист для отпугивания кабанов, звери быстро привыкают к этим звукам и даже ориентируются по ним. Бывали случаи, когда охотники приходили сторожить кабанов на ежедневно посещаемое зверем поле, а караульщики, чтобы не мешать охотникам, переставали кричать и стучать. Однако кабаны, не слыша привычного шума, в те ночи не решались войти на кормежку, и охота срывалась. В тех местах, где их преследуют, кабаны посещают посевы только в темные ночи, а в лунные выходят на открытые места лишь тогда, когда луна прикрыта облаками. Из ночных охот на кабана широко распространена и охота с подхода. Она основана на том, что во время кормежки кабаны обычно сильно шумят: шуршат сухим тростником, хрустят скорлупой орехов или желудей, громко чавкают, взвизгивают, ухают, принюхиваясь, и т. п. Эти звуки далеко разносятся в ночном воздухе. Ориентируясь на них, охотник приближается к пасущемуся табуну кабанов против ветра или старается зайти так, чтобы звери сами приблизились на выстрел.

Большое значение на охоте с подхода имеет хорошее знание угодий в районе охоты – троп кабанов, проезжих дорог, полянок. Чтобы при передвижении не создавать лишнего шума, охотники надевают куртку и брюки из мягкой материи (лучше всего из шинельного сукна) и мягкую обувь или специальные поршни из кабаньей шкуры волосом наружу. Немаловажное значение для охоты с подхода имеет и умение бесшумно ходить. Некоторые охотники, передвигаясь по тростнику, осторожно наступают на его стебли у самого корня. Они как бы “укладывают” тростник впереди себя, так, чтобы он не ломался и меньше шуршал. Кабан крепок на рану, стрелять его из гладкоствольного ружья следует не далее 50 шагов. Стрелять жаканом в густых зарослях, где держится этот зверь, рискованно, так как, задев за веточку или стебель тростника, пуля может развернуться еще не достигнув цели.

Наиболее убойные места у кабана – голова, шея и грудь. Сюда и стреляют его охотники. Подходить к упавшему после выстрела кабану следует очень осторожно. В этом случае, так же как у лося или медведя, показателем будут уши зверя: если они прижаты – зверь жив и в любой момент может броситься на охотника. Преследовать или разыскивать раненого кабана ночью недопустимо. Ему нужно дать отлежаться до утра, и только. При дневном свете можно начать розыск, взяв с собой собак. Раненый кабан в густых зарослях может быть очень агрессивен.

На кабанов устраивают и облавные охоты. При этом специальные оклады делают только по белой тропе, а по чернотропу загонщики прочесывают те места, где наиболее вероятно застать кабанов на лежке, без предварительного оклада и выгоняют зверей на заранее выставленную линию стрелков. В горных областях такие загоны располагают на склонах, причем стрелки заходят на хребтик и перевалы, а загонщики поднимаются от долины – поднятые кабаны, как правило, идут вверх по склону или вверх по долине, если она достаточно крута.

Во всех южных областях страны на кабана охотятся также с собаками: с гончими, с местными овчарками, а чаще с беспородными. Собаки, притравленные по кабану, быстро его находят и останавливают, давая возможность охотнику подойти на выстрел. Кабан нередко останавливается под собаками в очень густых зарослях, и рассмотреть его для того, чтобы выделить по убойному месту, можно только приблизившись к зверю на 8-10 м.